На наш взгляд изучение факторов поведения потребителей играет огромную роль в успешности бизнеса. Совершенно очевидно, что мы не живем в эпоху дефицита товаров/услуг, на сегодняшний день конкуренция большая, перенасыщение рынков и все это с очень низкой покупательской способностью.
Уже давно маркетологи выявили факторы принятия решений у покупателей:
- Биологические (возраст, пол, гендерные признаки, наследственность);
- Психологические (характер, интеллект, поведение человека в социуме, эмоции и чувства и т.п.);
- Социально-этические, культурные (моральные качества личности, традиции в семье, количество детей, состав семьи, вероисповедание и т.п.);
- Экономические факторы (профессия, уровень доходов, господдержка, финансовая независимость и т.п.);
- Влияние социальных групп (супруги, родители, дети, друзья, блогеры, государство, СМИ и т.п.);
Все эти факторы нужно изучать, чтобы понимать свою ЦА, важно всегда держать «руку на пульсе», потому что все в нашей жизни меняется.
Грамотно выстроить свой маркетинговый план, можно только исходя актуальных данных, а для этого их надо получить и изучить.
Существует 2 основных метода изучения поведения ЦА:
- Количественные методы представляют собой процесс сбора, обработки и анализа данных путем наблюдения:
- анализ кассовых чеков, контрактов и т.п.;
- прямое наблюдение за поведением покупателя (какой товар выбрал и почему);
- опросы и анкетирование;
- открытые исследования;
- Качественные методы – здесь изучают эмоции, ценности личности, особенности восприятия информации и т.п.:
- Фокус- группы;
- Работа с экспертами;
- Глубокое интервью;
- Применение метода «эксперимента»;
- Тестирование того или иного товара/услуги;
В заключении хотелось бы добавить, что все выявленные факторы, которые вы приобретёте в процессе работы со своей ЦА – все это неоспоримый мощный помощник в вашем бизнесе. Это залог успешной конкурентной отстройки, продаж и соответственно процветания вашего «детища»!